Сайт учителя - логопеда
       Литвиновой Анжелы Александровны

Пятница, 17.05.2024, 10:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Конспекты занятий » Дисграфия

Дифференциация В-Ф.
10.08.2014, 08:32

Дифференциация В-Ф.

Занятия 2—3.

Цели занятий:

§  развивать фонематический слух;

§  закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях, связной речи;

§  расширять лексический запас;

§  развивать внимание, память, логическое мышление;

§  воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям:

1.             «Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки В и Ф? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2.             Составь схемы слов, выделив в них буквы В или Ф, по образцу: в слове фильм 5 букв, из них Ф — первая. Схема этого слова: ф_ _ _ _).

Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, форма, фонтан, витамины, клюква, корова.

3.             Вставь в предложенные слова букву В зеленым цветом, Ф — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух.

...олк, ...утбол, дере...о, ...рукты, ...ишня, шар..., ...иноград, ...орма, ...елосипед, тра...а, ...ильм, сло...о,...иншн, крапи...а, ко...е, ...оздух, хал..л, ке...ир, ...игура, геогра...ия, а...иша.

4.             Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске (на карточке), буквы В и Ф выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля (закрыть ушки или положить ладонь на горлышко). Затем текст закрывается, и родитель (учитель) диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет родитель (учитель). Если ребенок пропустил ошибки, учитель подчеркивает неверное написание и предлагает еще раз проверить свою работу, сравнивая ее с образцом. Оценить работу можно по двум критериям: как написан диктант, сколько ошибок допущено или как проверен диктант, сколько ошибок пропущено при проверке.

Предложите ребенку подсчитывать количество ошибок в каждой работе, чтобы он видел результаты своего труда, положительную динамику.

Федор и Валя шли в школу. У Федора новая форма. У Вали красивый портфель. Валя несла цветы. Это были гвоздики, фиалки и флоксы. (23 слова)

Объясните ребенку значение слова «флоксы».

5.             Вставь букву В зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: так как в слове клювик перед и четко слышится в, поэтому в слове клюв пишу букву в.

Клювик — клюв; слива — ели...; львы — ле..,; в обуви — обу...ь.

Готовить —гото...; жирафы — жира...; шкафы —шка...; ловить —уло.... Любить — любо...ь; ветви — вет...ь; морковочка — морко...ь.

6.             Вставь В, Ф, докажи правильность выбора, подобрав проверочное слово. Образец рассуждений: в слове жираф пишу букву ф, потому что проверочное слово жирафы, в котором после ф стоит гласнаябуква ы.

Жираф — жирафы, ле..., клю..., Ле..., Яко..., Кие..., шка..., уло..., морко...ь, любо...ь, вет...ь, обу...ь, гото....

7.             Вставь попущенные буквы В, Ф, обоснуй свой выбор.

Цирк

В Кие... приехал цирк. Вот ле... и жира... . В Киеве холодно. Нужно много дро... . Яков надел теплую обу...ь и пошел на телегра... . Пришлите дро...! И каждый зверь будет здоро....

(30 слов)

Голубь

У нас есть ручной голубь. Он здоро... и краси... . Он любит черносли... и морко..ь. Голубь берет пищу в клю.... Он летит с ней на шка.... Иногда голубь прячет пишу в в обу...ь.

(32 слова)

Котенок Ле...

Мы назвали котенка Ле... . Он всегда гото... играть. То залезет на шка..., то спрячется в обу...ь. Дядя Ваня положил котенка в рука... и отвез в Росто... . Там у него живет друг. Наш Ле... будет жить там.

(38 слов)

Напишите один из этих текстов под диктовку.

8.             Физкультминутка.

Две руки хлопают.

(Хлопки в ладоши.)

Две ноги топают.

(Ритмичное топанье ногами.)

Два локотка вращаются.

(Руки к плечам, вращательные движения локтями.)

Два глаза закрываются.

(Руки вниз, глаза закрыть.)

После проговаривания дети называют слова со звуком В.

9.             Выборочный диктант. Выпиши слова с буквами В, Ф в конце слов. Объясни их написание.

При выборочном диктанте предложение диктуется полностью, а ребенок должен выписать только слова с буквами В, Ф на конце слов.

Дачники убрали картофель, морковь, капусту. Червь ползет по земле. Борис положил в шкаф свой шарф. Собираем в августе урожай плодов, много людям радости после всех трудов.

10.         Блиц-контроль.

Диктуемые слова ребенок записывает под номерами. Слов не должно быть более 10. Затем ему предлагается ключ ответа, или он сам составляет такой ключ и сравнивает с Вашим. Например, в данном случае: Ключ: В - 3, 4, 5, 7, 8, 9,10; Ф - 1, 2, 6

1) жираф, 2) шкаф, 3) клюв, 4) кузов, 5) рукав, 6) шарф, 7) лев, 8) взрыв, 9) коллектив, 10) удав.

Самопроверка: В: 3,4, 5, 7, 8, 9, 10; Ф: 1, 2, 6.

11.         Тест. Выбери правильный вариант.

 

1

2

3

Обу...ь

в

ф

ф

Обры...

в

в

ф

Клю...

в

ф

ф

Морко...ь

в

в

ф

Шка...

ф

в

ф

Ответ: 1.

12.         Ребенку предлагается вставить пропущенные буквы в словах и выбрать из предложенных написаний правильный вариант для пяти слов.

Категория: Дисграфия | Добавил: Анжела
Просмотров: 3303 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: