Сайт учителя - логопеда
       Литвиновой Анжелы Александровны

Пятница, 03.05.2024, 04:18
Приветствую Вас, Гость

ЕСЛИ У РЕБЕНКА ДИАГНОЗ "АЛАЛИЯ".

АЛАЛИЯ (от греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

КЛАССИФИКАЦИЯ   И СИМПТОМЫ АЛАЛИИ

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока, центр Вернике) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалий у детей.

Для детей с моторной алалией характерно снижение речевой активности, речевой негативизм (нежелание говорить), постепенное отставание в психическом и интеллектуальном развитиии. Очень часто к проявлениям неврологической недостаточности присоединяется неправильный воспитательный подход со стороны родителей. К таким деткам снижаются требования, близкие стараются оградить их даже от необходимого и вполне посильного труда, а это, в свою очередь, усугубляет негативные личностные особенности ребенка: часто он становится более упрямым, капризным, раздражительным. Малышу трудно научиться правильно одеваться, он не может застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. У ребенка нарушена общая моторика: он неловко двигается, чаще обычного спотыкается и падает, не может попрыгать на одной ноге. Мягко объясняйте ему, показывайте, помогайте выполнять те или иные действия. Обязательно хвалите. Постарайтесь внушить малышу, что есть определенные нормы поведения, жизненные правила, которые должны быть выполнены. Если ребенок начинает капризничать, переключайте его на другой вид деятельности или просто отдохните вместе с ним. Имейте в виду, что у деток с моторной алалией повышенная утомляемость и низкая работоспособность.

При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Нередко родители на приеме у логопеда отзываются о своем ребенке так: «Он все понимает, только ничего не говорит». Однако более тщательное и целенаправленное психолого-педагогическое обследование этих детей позволяет сделать заключение о том, что понимание речи у них нередко ограничивается лишь обиходной ситуацией. Детям трудны задания, предусматривающие понимание форм единственного и множественного числа глаголов и существительных («Покажи, про кого говорят плывет и про кого — плывут»; «Дай мне гриб, а себе возьми грибы»); форм глаголов мужского и женского рода прошедшего времени («Покажи, где Саша выкрасил самолет, а где Саша выкрасила самолет»); отдельных лексических значений («Покажи, кто идет по улице, и кто переходит улицу»); пространственного расположения предметов («Положи ручку на книжку, положи ручку в книжку»); установление причинно-следственных связей.

Ошибки в выполнении подобных заданий объясняются тем, что дети преимущественно ориентируются на лексическое значение слов, составляющих инструкцию, и не учитывают грамматических и морфологических элементов (окончаний, предлогов, приставок и пр.), уточняющих смысл. Трудности в понимании речи сохраняются длительное время, для их устранения требуется специальное обучение.

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировки разные по характеру шумы (стук. скрежет. свист и другие). Вместе с тем малыши испытывают большие трудности в определении направления звука.

У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов. Чаще всего ребенок вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинки и в то же время неправильно выполняют просьбу дать (показать) эти же предметы или картинки.

Ведущим дефектом для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятие фонем родного языка), проявляющееся в разной степени. Это может быть полное неразличение речевых звуков, то есть полное непонимание обращенной к нему речи, а в долее легких случаях — затрудненное восприятие речевого материала на слух. Ребенок может не различать слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочка — бочка; мышка — миска; рак — лак), не улавливают разницу в грамматических формах.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ АЛАЛИИ

В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть токсикоз, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности. В то же время исследователи отмечают ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. В качестве вредоносных факторов указываются алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей. К алалии могут привести также мозговые заболевания и травмы головы в первые годы жизни ребенка.
Алалия является сложным органическим нарушением, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит к недоразвитию речи, а не к ее распаду.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста алалия встречается у 0,6 – 0,2%. Авторы отмечают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

ДИАГНОСТИКА АЛАЛИИ

Характерным признаком моторной алалии является преобладание расстройств экспрессивной речи, т. е. резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний.

При моторной алалии могут наблюдаться разные уровни речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-граматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Сенсорную алалию часто смешивают с тугоухостью, аутизмом или умственной отсталостью. Обязательно следует обратиться к отоларингологу (в сурдоцентр) для исследования слуха объективными методами, а затем к психоневрологу и к логопеду или посетить медико-психолого-педагогическую комиссию, где проведут тщательное обследование и выставят правильный диагноз. При клиническом диагнозе «алалия» логопед ставит речевой диагноз «обще недоразвитие речи» (I, II или III уровень).

КОРРЕКЦИЯ АЛАЛИИ

Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста-логопеда.

Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют специализированные дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы или детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи, стационары, санатории). В каждом из учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического персонала, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.

Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создает серьезное препятствие в овладении основами наук.

Дети с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со значительными затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно заниматься на логопедическом пункте.

Многие дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать и в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда взрослые имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом пользуется.

Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок отказывается повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью (например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит" и т.п.), того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предложения из двух слов - существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

Нельзя перегружать ребенка речевым материалом - это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.

Работа по развитию речи проводится в тесном контакте родителей с логопедом и психоневрологом, который лечит ребенка, без такого контакта невозможен правильный подход к малышу.